Как работать с несущественными основными средствами в 1С в соответствии со стандартом ФСБУ 6/2020
-
Губаева Лейсан Консультант отдела сопровождения 1С
С 2021 года в России действует Федеральный стандарт бухгалтерского учета ФСБУ 5/2019 «Запасы», который утвержден приказом Минфина от 15.11.2019г № 180н. Согласно ему, малоценные предметы со сроком использования более 12 месяцев к запасам не относятся.
С 2022 года действует Федеральный стандарт бухгалтерского учета ФСБУ 6/2020 «Основные средства» (утвержден приказом Минфина России от 17.09.2020 № 204н). Согласно пункту 5 ФСБУ 6/2020, организация может принять решение не применять указанный стандарт в отношении активов, отвечающих всем признакам основных средств, но имеющих стоимость ниже лимита, установленного организацией с учетом существенности информации о таких активах. В ФСБУ 6/2020 максимальная величина стоимостного лимита в виде конкретной суммы отсутствует, но лимит устанавливается с учетом существенности.
Несущественные объекты (независимо от срока использования) – это материалы и малоценные основные средства, которые списываются на расходы в момент приобретения. Для активов, которые являются основными средствами, но имеют стоимость ниже существенности, ФСБУ 6/2020 можно не применять. При этом несущественные основные средства:
- не отражаются в бухгалтерском балансе;
- по ним не начисляется амортизация;
- не требуется проверка на обесценение;
- не требуется пересмотр элементов амортизации и т. д.
При поступлении стоимость несущественных ОС в бухгалтерском учете можно включить сразу в расходы, а в налоговом учете – списать при передаче в производство или при выдаче сотруднику. Для этого необходимо правильно настроить и использовать программу 1С. Рассмотрим настройку и работу на примере системы «1С:ERP» актуальной версии 2.5.8
Настройка учетной политики
В учетной политике необходимо установить галочку «Списывать стоимость малоценных ТМЦ на расходы в месяце приобретения»:
После этого в настройках ГФУ номенклатуры появится признак отнесения к малоценному. Выбираем статью расходов для списания малоценного ТМЦ:
Оформление приобретения малоценного оборудования
Для отражения операций по приобретению малоценного оборудования в системе «1С:ERP», начиная с версии 2.5.8, предусмотрен документ «Приобретение товаров и услуг». Он доступен по следующему пути: «Закупки – Документы закупки (все) – Приобретение товаров и услуг».
В ГФУ номенклатуры необходимо поставить галочку «Относится к малоценным ТМЦ»:
Документ формирует проводки ДТ 10.10 КТ 60:
Проводки по списанию на расходы суммы в бухгалтерском учете сформируются после закрытия месяца регламентной операцией «Расчет себестоимости товаров»:
В налоговом учете стоимость будет числиться на счете 10.10 до тех пор, пока ТМЦ не будут переданы в эксплуатацию:
Оформим в следующем месяце передачу материалов в эксплуатацию. Для этого необходимо оформить документ «Внутреннее потребление товаров» с видом операции «Передача в эксплуатацию» («Склад и доставка – Внутреннее товародвижение – Внутренние документы (все) – Внутреннее потребление товаров»).
Изначально проводки в документе «Внутреннее потребление товаров» с видом операции «Передача в эксплуатацию» формируются только в количественном выражении:
В бухгалтерском учете малоценное оборудование числится на забалансовом счете, согласно настроенного ГФУ:
Суммы в проводках сформируются после закрытия месяца:
Списание малоценных основных средств при переходе на ФСБУ 6/2020
При переходе на ФСБУ 6/2020 необходимо списать малоценные основные средства и можно вести их учет, как ТМЦ в эксплуатации за балансом. Для этой цели необходимо использовать два документа:
- «Списание ОС» – в документе выбрать статью актива/пассива и настроить счет 84 для списания. Если необходимо списать стоимость только в БУ, продолжая вести учет в НУ, то необходимо создать документ «Списание ОС» с видом операции «Частичное списание». В документе необходимо указать полную стоимость в БУ и ноль – в НУ.
- «Ввод остатков ТМЦ в эксплуатации» – для оприходования материалов в результате списания ОС.
При переходе ведения учета с 01.01.2022 с одной учетной системы на систему «1С:ERP» необходимо провести списание малоценных основных средств в текущей учетной системе. Но если организацией принято решение оформить списание малоценных основных средств после перехода на новую учетную систему датой 01.01.2022, то необходимо сделать следующее:
- На 31.12.2021 ввести остатки по малоценным основным средствам документом «Ввод начальных остатков основных средств». В окне «Сведения об основном средстве» во вкладке «Амортизация» указать настройку начисления амортизации «Остановлено».
- Ввести документ «Списание ОС».
- Если в результате списания ОС остаются материалы, то оприходовать их можно документом «Прочее оприходование товаров» с видом операции «Оприходование (при выбытии ОС)».
____________________________________
Автор статьи: Губаева Лейсан — консультант отдела сопровождения 1С.
Дата публикации статьи: 27.06.2022 г.