Возможности планирования бюджета по методологии МСФО в «1С:Управление холдингом»
-
Голясова Лариса Специалист проектного отдела
Планирование бюджета по методологии МСФО в «1С:Управление холдингом» или «1С:ERP. Управление холдингом» можно организовать с применением подсистемы «Учет МСФО, Консолидация по МСФО» в сочетании с функционалом подсистемы «Бюджетирование, отчетность и анализ». В данной статье мы рассмотрим основные возможности и принципы формирования бюджета в «1С:УХ» без детального погружения в тонкости настроек для лучшего понимания.
Применение аналитики «Сценарий» в документах подсистемы «Учет МСФО»
Экономисты знакомы с применением сценариев при планировании бюджетов. Сценарии в планировании – это варианты возможного развития событий деятельности компании, отличающиеся содержательной частью. Например, сценарии могут рассчитываться для разных стратегий действий компании на один и тот же период времени. Сравнение результатов расчета прогноза бюджета по разным сценариям позволяет сделать выбор в пользу какой-то из стратегий.
Сценарии, применяемые в продуктах 1С, несут в себе те же экономические смыслы. Сценариев для планирования может быть сколько угодно много. Это обязательный аналитический разрез для плановых данных. Для фактических же данных система предлагает использовать один сценарий – «Факт». Такой подход 1С дает возможность универсально подходить к сравнению данных по сценариям: план-план, план-факт, факт-план.
В функционале МСФО заложена возможность отражать типовые универсальные документы МСФО по сценарию по выбору пользователя, что, в свою очередь, позволяет планировать бюджеты с полноценным использованием механизмов блока МСФО.
Для применения сценариев в системе включаются следующие настройки МСФО:
После включения настроек в документах появится возможность отражать не только фактические, но и плановые данные, аналогично фактическим:
Выбор модели трансляции данных
Подсистема «Учет МСФО» предлагает на выбор две модели трансляции данных:
- Транзакционная модель. На счета МСФО данные попадают непосредственно при проведении первичных документов учета по РСБУ, проводки по МСФО формируются одновременно с проводками по РСБУ и на их основании, визуально видны в документе. Этот метод отлично подходит для учета и обладает рядом преимуществ. В транзакционной модели операции, по которым предусмотрен параллельный учет, в МСФО не транслируются. При помощи настройки отборов и фильтров при трансляции эти операции исключаются. Таким образом, в момент проведения документов параллельного учета соответствующие операции не требуется сторнировать. Результат учета удобно отражается в типовых отчетах ОСВ, Анализ счета и прочих. Для планирования же этот метод не подходит, поскольку документы учета по РСБУ для целей планирования не применяются (не полезны для этих целей, не содержат сценария), следовательно, нет источника для транзакции.
- Трансформационная модель. В трансформационной модели изначально в МСФО переносятся все хозяйственные операции. Затем, в момент проведения документов параллельного учета сторнируются те операции, по которым предусмотрен параллельный учет. Данные учета или плана отражаются в табличных отчетах по счетам учета. Данные группируются за период с возможностью «провалиться» до первичного документа. Например, формируется «Аналитическая Оборотно-Сальдовая Ведомость» (АОСВ), к ней можно применять любой сценарий. Можно автоматически формировать данные факта или плана. Поскольку бюджеты вводятся в систему как раз с помощью таблиц, то для планирования подходит именно трансформационная модель трансляции данных. Она же позволяет загружать данные из таблиц Excel.
Единообразие методологии плана и факта по МСФО
Единообразие методологии в заметной степени зависит от выбора модели трансляции. У компании «СИТЕК» есть практический опыт моделирования системы бюджетирования по МСФО с применением трансформационной модели, при этом к фактическим данными применялась эта же модель. Именно в случае применения единой модели для плановых данных применяются те же настройки, что и для фактических данных – одна и та же учетная политика, один и тот же шаблон трансляции данных РСБУ в данные МСФО. Не зависят от выбора модели и будут едиными настройки и для учета ВНА, финансовых инструментов и прочие трансформационные и консолидационные поправки факта и плана, настройка сверки ВГО.
То есть подсистема «Учет МСФО» позволяет применять единые настройки для фактических и плановых данных, что является гарантией соблюдения единой методологии для плановых и фактических данных, снижает трудоемкость поддержания системы при смене методологии учета и не требует от планового-экономических служб квалификации на уровне специалистов, аттестованных по МСФО. Приемлемый результат планирования будет достигнут, если при расчете бюджета следовать за настройками системы для целей учета факта по МСФО.
Следуя этой логике, при выборе любого метода трансляции рекомендуется сначала отработать учет факта по МСФО в системе и только потом приступать к внедрению бюджетирования по МСФО, применяя уже существующие настройки. Хотя теоретические основы бюджетирования по МСФО следует проработать до стадии настройки учета факта по МСФО для того, чтобы сформулировать требования бюджета к фактическим данным учета и отчетности.
Применение сочетания «Транзакционный метод в учете – Трансформационный метод в плановых данных» также возможен. Но потребуется параллельно поддерживать единообразие настроек учета факта и плана, потому что в этом случае будут применены разные учетные политики, разные шаблоны трансляции. Методологическую идентичность предстоит поддерживать сотрудникам разных подразделений, что создает риски расхождения настроек.
Кроме того, с помощью подсистемы МСФО можно организовать план и факт не только в классификации МСФО, но и в любой управленческой классификации, разработанной внутри компании. Польза применения именно подсистемы МСФО при формировании управленческой отчетности состоит в том, что с помощью механизмов трансляции можно системно и по правилам переложить данные по РСБУ в данные УУ, проводить сверку и элиминацию ВГО, консолидацию и консолидационные поправки, формировать управленческий баланс по классификации, отличающейся от РСБУ.
Какие этапы формирования бюджета по МСФО в системе предстоит предусмотреть
Рассмотрим формирование бюджета по МСФО с трансформационной моделью для плана и факта. Если в компании предусмотрено формирование бюджетов по РСБУ и по МСФО, то будет несколько этапов.
Формирование бюджета по стандартам РСБУ
В подсистеме «Бюджетирование, отчетность и анализ» настраиваются формы ввода данных и отчетности:
- Для операционных бюджетов. Поскольку бюджет по РСБУ в данной схеме является основой для формирования бюджета по МСФО, то «Виды и бланки отчетов», построенные по РСБУ, должны содержать достаточно аналитических разрезов, должны быть представлены достаточно подробно, чтобы беспрепятственно автоматически переложить данные в классификацию по МСФО. Прозрачности и скорости формирования данных можно достичь, формируя бюджеты непосредственно из «Графиков договоров». В «1С:УХ» и «1С:ERP УХ» типовой функционал дает такую возможность. Операционные бюджеты служат для ввода данных в систему. Данные можно ввести на основании «Графиков договоров», загрузкой из внешних баз 1С, загрузкой из Excel или вводом вручную.
- Для мастер-бюджетов. Система позволяет в пользовательском режиме настроить автоматическое формирование БДР, БДДС, сводного инвестиционного бюджета на основе операционных бюджетов. Также в «1С:УХ» и «1С:ERP УХ» есть возможность настройки бюджетного процесса подготовки и согласования бюджетов.
- Этап подготовки АОСВ является методологически важным при формировании бюджета с применением механизмов МСФО.
Как построить АОСВ в системе?
При построении АОСВ устанавливается назначение «Остатки и обороты по счетам»:
На закладке «Используемые остатки и обороты» настраивается связь с планом счетов, который ляжет в основу АОСВ. Поэтому до подготовки АОСВ к работе планы счетов по РСБУ и по МСФО должны быть настроены в системе:
АОСВ создаются полностью автоматически, система сама сформирует аналитические разрезы и формулы расчета.
Заглянув вперед, важно отметить, что все бюджетные отчеты по МСФО будут формироваться по данным АОСВ МСФО. Это значит, что АОСВ МСФО должна иметь все необходимые аналитические разрезы. И при стандартном автоматическом создании АОСВ вряд ли будет обладать достаточным составом аналитик (субконто) к счетам учета. Поэтому после создания АОСВ автоматическими средствами системы предстоит дополнить АОСВ недостающими аналитическими разрезами в ручном режиме.
Сначала проводится анализ отчетности план и факт для установления полного состава необходимых классификаций, аналитик. Часть аналитик получится встроить в работу без включения в АОСВ. Это могут быть особые группирующие признаки для основных справочников, такие как определенные группировки Контрагентов, Договоров, Номенклатуры, Направлений деятельности и прочее. Типовые механизмы подсистемы «Бюджетирование, отчетность и анализ» позволят вывести эти признаки в отчеты. Поэтому такого рода аналитические разрезы не нужно добавлять в АОСВ – будет лучше вести их в справочниках. Но если нужно вывести основные справочники системы в виде дополнительного субконто к счету учета, например, добавить Склады или Заказы на 44 счет, то нужно это сделать в АОСВ в конструкторе отчета.
Для бюджетирования по МСФО потребуется построить две АОСВ, механизм формирования одинаковый:
- на основе Плана счетов по РСБУ;
- на основе Плана счетов по МСФО.
Дополнительные аналитики нужно добавить на обоих АОСВ, следуя логике трансляции показателей из РСБУ в МСФО. Источник РСБУ поставляет данные в МСФО, поэтому аналитики должны быть зеркальны.
Кроме дополнения аналитиками, нужно настроить и формулы получения данных в АОСВ. Здесь действует следующая логика. Задолго до трансляции данных в МСФО первично наполняем данными АОСВ РСБУ. Источником для оборотов АОСВ РСБУ будут служить готовый БДР, БДДС и Инвестиционный бюджет. Также можно следовать другой логике, где источником данных для АОСВ РСБУ будут служить Операционные бюджеты, а БДР, БДДС и Инвестиционный бюджет можно формировать уже по данным АОСВ РСБУ. Плюсы второго варианта заметны: операционные бюджеты богаты на подробности, а значит дают больше возможностей для настройки автоматического заполнения субконто АОСВ РСБУ. Формулы настраиваются единоразово вручную в пользовательском режиме.
Далее, источником данных для остатков АОСВ РСБУ будут служить остатки по той же АОСВ РСБУ, но по сценарию факт (формулы также настраиваются пользователем единоразово вручную). Отсюда следует, что планирование бюджетов нужно всегда начинать не с начала года, как это принято в бюджетировании по РСБУ, а непосредственно с месяца, следующего за закрытым отчетным периодом. То есть, если в октябре компания планирует бюджет на следующий год, а фактические данные закрыты по сентябрь, то компания одномоментно должна планировать два бюджета: корректировка бюджета текущего года (9 месяцев факт + 4 квартал прогноз) и бюджет на следующий год. Фактические остатки будут отражены в АОСВ текущего года, а остатки скорректированного бюджета будут отражены в АОСВ на следующий год.
Это очень важное условие при планировании бюджета по МСФО, поскольку отчетность МСФО строиться на основе Баланса (план и факт), поэтому остатки по балансу имеют существенное значение для корректности данных.
Роль АОСВ в планировании бюджета по МСФО: зачем она нужна?
Данные бюджета вводятся в Операционные бюджеты. Автоматически формируется АОСВ РСБУ (данные бюджета, сформированные по стандартам РСБУ). Затем АОСВ РСБУ проходит сверку ВГО. Затем, с помощью правил трансляции, автоматически формируется АОСВ МСФО на основе АОСВ РСБУ (данные бюджета РСБУ, трансформированные на План счетов МСФО – это еще не бюджет по МСФО). Затем все трансформационные поправки отражаются системой на АОСВ МСФО (это уже бюджет по МСФО, но по одной компании группы). Все описанные стадии проходят и остальные компании группы. Затем на АОСВ МСФО определяются ВГО, проводится элиминация и консолидация, консолидационные поправки. И, наконец, вся отчетность План и Факт при трансформационной модели формируется на основе данных, сформированных на АОСВ МСФО. Таким образом, в трансформационной модели роль АОСВ РСБУ и АОСВ МСФО центральная – все данные плана и факта собираются именно на этом виде отчета.
Вернемся к формированию бюджета
1. Бюджеты по РСБУ сформированы:
- операционные бюджеты введены;
- АОСВ РСБУ сформирована автоматически на основе Операционных бюджетов;
- БДР, БДДС, Инвестиционный бюджеты сводные сформированы автоматически на основе АОСВ РСБУ.
Эта работа выполнена по каждой компании группы. Если компания ведет учет в другой базе или другой системе, то данные такой компании можно загрузить, например, из Excel.
2. Перед тем как приступить к формированию бюджетов по МСФО, проводится Сверка ВГО. Типовой функционал подсистемы МСФО дает такую возможность. Сверка выполняется одинаково для плановых и фактических данных с применением единых настроек. При успешном прохождении сверки приступают к следующему этапу.
3. Формируется документ «Трансляция», который берет данные АОСВ РСБУ и трансформирует их, записывает на АОСВ МСФО. В результате данные бюджета по РСБУ сохранены и могут быть использованы для формирования отчетов на основе АОСВ РСБУ. И параллельно эти же данные бюджета отражены на АОСВ МСФО в классификации МСФО:
4. Затем, теми же инструментами и с теми же настройками, что и для фактических данных МСФО, проводятся операции трансформационных корректировок по сценарию планирования:
5. Все проведенные операции автоматически отражаются на АОСВ МСФО.
6. После готовности индивидуальных бюджетов по МСФО по каждой компании, типовым функционалом проводится элиминация и консолидация бюджета, отражение консолидационных поправок при необходимости.
В результате всех операций данные бюджета по МСФО готовы, все данные по сценарию планирования записаны на АОСВ МСФО. Отчетные формы плановые и фактические создаются с применением типового функционала подсистемы «Бюджетирование, отчетность и анализ». Автоматическое наполнение можно настраивать по данным АОСВ МСФО.
Фактические данные учета МСФО также отражаются на АОСВ МСФО по сценарию «Факт». Можно строить единую отчетность для плана и для факта по МСФО, наполнение определяется выбором сценария.
Если компания применяет планирование бюджета по МСФО сразу, без стадии формирования бюджета по РСБУ, то в этом случае формировать бюджет по МСФО проще – не требуется стадия трансляции. Операционные бюджеты создаются сразу в классификации МСФО, записываются сразу на АОСВ МСФО, часть процедур планирования, например, для блока ВНА, может быть проведена инструментарием подсистемы МСФО полностью аналогично учету фактических данных. Также могут быть проведены: сверка ВГО, элиминация, консолидация, формирование отчетности.
____________________________________
Автор статьи: Лариса Голясова - специалист проектного отдела.
Дата публикации статьи 06.04.2023 г.