Отличия CRM и ERP: что выбрать в качестве учетной системы?
-
Алиева Корнелия Специалист проектного отдела
Выбор системы учета – один из важнейших вопросов при организации грамотного управления любого предприятия, особенно достаточно большого. Сегодня мы постараемся ответить на популярный вопрос: «CRM или ERP – что выбрать?».
Для начала необходимо определить потребности конкретного бизнеса и четко понять, какие процессы руководство компании хочет видеть отраженными в будущей информационной системе. После этого уже можно сравнить предлагаемый разными информационными системами функционал, чтобы понять, покрывает ли он обозначенные потребности.
Сегодня мы постараемся наглядно сравнить системы CRM и ERP на предмет общих признаков.
При этом стоит сразу понять, что ERP – это комплексная система управления предприятием, которая содержит в себе подсистему CRM, а CRM – это более специализированная управленческая система взаимоотношений с клиентами, которая в некоторых случаях может использоваться самостоятельно. Давайте разберемся в этом подробнее.
Что такое CRM?
Общепринятое обозначение: CRM-система (Customer Relationship Management) — это прикладное программное обеспечение для организаций, предназначенное для автоматизации стратегий взаимодействия с заказчиками (клиентами). В частности, она может использоваться для повышения уровня продаж, оптимизации маркетинга и улучшения обслуживания клиентов путем сохранения информации о клиентах и истории взаимоотношений с ними, установления и улучшения бизнес-процессов и последующего анализа результатов.
Главная задача данной системы – управлять, выстраивать скоординированные взаимоотношения между заказчиком и исполнителем, сокращать время обработки информации.
Для чего используется CRM:
- Стандартизация базы клиентов. Менеджеры компании вносят информацию о клиентах в единую систему, в которой любой сотрудник может увидеть необходимые ему данные.
- Управление. Полученная от клиентов информация хранится в системе в разрезе ответственных сотрудников и различных задач.
- Со стороны менеджера легко выполняется управление личными задачами, например, напоминания о предстоящей встрече, звонке или необходимости предоставить запрошенную клиентом информацию.
- Со стороны руководителя через систему осуществляется управление задачами отдела, например, контроль выполнения плана отдела продаж.
- Анализ и статистика. CRM позволяет формировать отчеты с различной аналитикой, например, отчеты о выполненных продажах продукта «А» в процентном соотношении к продажам продукта «B». Также аналитикой может являться выработка сотрудников отдела.
- Планирование. Долгосрочное и краткосрочное планирование работы сотрудников отдела, контроль выполнения поставленных планов.
Такая система учета подходит для предприятий, в которых наиболее развито торговое направление. Продажи – один из ключевых бизнес-процессов, но все же далеко весь бизнес ограничивается только продажами. Например, для предприятия, которое продает стулья, но не производит их, CRM-система вполне подойдет в качестве управленческого решения. Но для предприятия, которое и производит, и продает мебель, функционал CRM покроет только работу отдела продаж, а функционал остальных отделов останется не автоматизированным.
Что такое ERP?
ERP (Enterprise Resource Planning) означает «планирование ресурсов предприятия» – это организационная стратегия интеграции производства и операций, управления трудовыми ресурсами, финансового менеджмента и управления активами.
Комплексная ERP-система объединяет в себе производство, склад, закупки, продажи, маркетинг, планирование, бюджетирование, бухгалтерию и отраслевые решения, которые при желании можно подключить.
Для чего используется ERP:
- Целостное хранение данных. Система позволяет оптимизировать взаимодействие между филиалами, подразделениями и отделами предприятия, используя единые справочники и общие документы для нескольких процессов.
- Управление. Деятельность всех подразделений синхронизируется, за счет этого руководитель может собрать управленческую отчетность в короткие сроки с наибольшим количеством данных.
- Анализ и статистика. ERP позволяет формировать отчеты и получать статистические данные в разрезе аналитики всех отделов предприятия.
- Планирование. Система предлагает отдельный функционал «Планирование», который позволяет не только формировать уточненные планы закупок, продаж или производства, но также выполнять долгосрочное планирование на основании статистических данных.
- Дополнительные модули. ERP-система уникальна тем, что позволяет подключить тот или иной модуль учета, необходимый для отраслевого решения предприятия. Например, таким модулем может быть «Управление автотранспортом» – данное решение будет интересно предприятиям, имеющим собственный автопарк, помимо основного производственного или торгового контура.
Еще раз отметим, что система CRM может являться модулем для ERP, но не наоборот. При этом стоит понимать, что изначально в ERP функционал CRM заложен в базовом варианте, то есть он ограничен. При необходимости к системе можно подключить отдельный модуль CRM, функционал которого расширен.
Подводя итоги
Несмотря на то, что рассмотренные системы учета часто сравниваются потенциальными пользователями между собой, они по своей сути сильно различаются. CRM – это система для фиксации работы сотрудников и контроля выполнения поставленных задач. ERP – комплексное решение, которое содержит в себе, в том числе, базовые возможности CRM и при необходимости может быть расширено модулями. Функционал ERP покрывает потребности практически любого предприятия и позволяет синхронизировать работу нескольких подразделений, занимающихся разными вопросами.
Использовать в качестве учетной системы можно любое из этих решений, но какое из них «лучше» для конкретного предприятия – это зависит от задач, которые предстоит решать. Если вам нужна помощь в выборе учетной системы и не только, опытные специалисты компании «СИТЕК» готовы помочь вам консультацией – просто свяжитесь с нами любым удобным способом.
____________________________________
Автор статьи: Алиева Корнелия — специалист проектного отдела компании «СИТЕК».
Дата обновления статьи: 21.02.2022 г.