Элементы имитационного моделирования в складской логистике
-
Сергей Феклинов Главный специалист отдела внедрения WMS
Большинство из нас примерно представляют себе, как раньше создавались автомобили. В начале это было нечто в виде самоходной коляски с чисто утилитарным смыслом и дизайном. По прошествии некоторого времени можно заметить, как менялись техническая составляющая и дизайн первых автомобилей – они становились совершеннее во всех смыслах. Инженеры начинали с того, что создавали модели будущих автомобилей из специальной глины в натуральную величину для поиска удачных с точки зрения дизайна форм и для работы над аэродинамикой кузовов. А как это происходит сегодня?
Сегодня разработка технической части автомобиля и его дизайна целиком и полностью производятся в специальной виртуальной среде. В ней рассчитываются необходимые характеристики и формы. Более того, в виртуальной среде происходит моделирование испытаний разрабатываемых автомобилей, в том числе и так называемые краш-тесты.
Я всегда вздрагивал раньше, когда видел, как какой-нибудь автомобиль в ходе испытаний разбивали о препятствие. Это событие вызывало у меня некоторое негодование и одновременно сожаление. Мне казалось, что это дорого и кощунственно по отношению к автомобилю, ведь так много сил было потрачено на его создание…
А постройка новых домов, фабрик, стадионов – нечто совсем иное? Всем нам попадались неудачные примеры перечисленных выше объектов. Или, наоборот, удачно спроектированные. Я, к примеру, был весьма впечатлен стадионом «АК Барс Арена» в Казани. Сколько ресурсов было израсходовано на его возведение…
При возведении подобных объектов производится не только проектирование, но и моделирование тех или иных событий и процессов, например, моделирование процесса наполнения стадиона болельщиками и обратный процесс – массовая эвакуация. Никто уж точно не собирал толпы людей для моделирования тех или иных процессов на стадионе – все производилось в среде имитационного моделирования.
Можем ли мы применять подобные технологии при проектировании складов и логистических систем в целом? Не только можем, но и, по сути, обязаны с целью сохранения и рачительного использования ресурсов предприятия. Не каждый бизнес может позволить себе построить неудачный объект, вложив в него огромные ресурсы, а потом прийти к выводу, что объект получился неудачным и не может быть использован по назначению. Далеко не все могут пережить такой неудачный кейс с точки зрения финансовых и временных потерь.
Может показаться, что это относится, в первую очередь, к небольшим компаниям, а вот у больших предприятий в случае неудачи может хватить сил и ресурсов переступить через проблему и двигаться дальше. Однако и для большого, и для среднего бизнеса ошибки в планировании крупных проектов могут оказаться фатальными.
Именно поэтому всем компаниям важно использовать подходы имитационного моделирования в проектировании складов и логистических систем. Что такое имитационное моделирование? Это некая виртуальная «безопасная среда», в которой можно, сэкономив немало денег, наглядно увидеть свой будущий объект или систему, визуально посмотреть, как работают процессы внутри объекта, как они динамически меняются. Своими глазами наглядно увидеть все проблемы, например, пробки из погрузчиков, ожидающих очереди к зоне выгрузки, чтобы забрать паллет в зону хранения склада.
Вот несколько примеров виртуально спроектированного в программе AnyLogic складского комплекса:
Только представьте: вы еще не вложили ни рубля в бетон, металл, стеллажи и погрузчики, но уже можете спроектировать свой склад, протестировать и максимально исключить все возможные проблемы в его работе!
Использование имитационного моделирования позволяет, как я писал выше, сэкономить ресурсы, повысить точность и качество процессов на объекте, избавить от многих факторов неопределенности и высоких рисков при планировании роста бизнеса – вы сможете фактически управлять фактором неопределенности и рисками.
В некоторых европейских государствах, например, перед выдачей разрешения на открытие того или иного бизнеса моделирование его бизнес-модели является обязательным требованием для выдачи заключения о целесообразности начала деятельности нового предприятия.
Каким может быть имитационное моделирование? Оно может быть дискретно-событийным (процессным), когда представляется сам склад и процессы в нем.
Имитационное моделирование может быть агентным, когда по объекту моделируется перемещение объектов (движение товара, погрузчиков, сотрудников по будущему складу в ходе выполнения операций).
Также имитационное моделирование может быть основано на системной динамике, позволяющей моделировать высокоабстрактные процессы, такие как, например, распространение коронавируса в мире.
Причем тут склады и складская логистика? Представьте, что в ходе приемки товара была допущена некая ошибка, она попала в зоны склада и далее по цепи будет генерировать новые проблемы на всем своем пути до выхода или разрешения. На практике это огромная проблема, но можно использовать все описанные выше методы имитационного моделирования, установить ошибку, предсказать последствия ее распространения по всему складу и устранить на ранних этапах!
Это все, что я хотел сегодня рассказать о возможностях использования имитационного моделирования при проектировании склада и логистических систем. Поднятая в данной статье тема практически бескрайняя по своим возможностям не только в логистике, но и в других сферах деятельности человека. И я еще обязательно к ней вернусь в будущем.
____________________________________
Автор статьи: Сергей Феклинов – главный специалист отдела внедрения WMS.
Дата публикации статьи 05.09.2024.