Современные тенденции развития в области управления цепями поставок
-
Михаил Леонов Специалист отдела внедрения WMS
За последние годы в нашей стране и мире произошли существенные изменения политической ситуации, что вызвало перебои в работе практически всех отраслей, задействованных в экономике. И сфера логистики не стала исключением. Серьезные проблемы с логистикой и цепями поставок проявились еще в период пандемии, когда из-за закрытия границ между странами стали разрываться классические логистические цепи поставок, которые ранее формировались многими десятилетиями. Дальнейшие геополитические изменения только усугубили проблемы в логистических цепочках всех стран мира, в том числе и России.
По сути, в мировой цепочке поставок наступил серьезный кризис. Сложившаяся ситуация спровоцировала и подтолкнула серьезные трансформации в данной области. Существенно поменялись глобальные тренды мирового развития, что в значительной степени затронуло и нашу страну. Но при этом стоит отметить, что наступивший кризис стал отправной точкой для изменений и развития, то есть, по сути, сработал философский принцип «Нет худа без добра». Данная ситуация вынудила бизнес искать новые пути, причем, в кратчайшие сроки.
В сегодняшней статье мы рассмотрим мировые тенденции развития в целом и тенденции развития цепочек поставок непосредственно в России.
Основные мировые тенденции развития цепочек поставок
В условиях глобальной нестабильности, вызванной геополитической напряженностью, любые сбои поставок чреваты убытками для бизнеса. Поэтому оптимизация в управлении цепями поставок является одной из важных задач ближайшего будущего. По сути, сейчас остро стоит необходимость построения так называемых устойчивых цепочек поставок.
Выделим главные задачи в рамках построения устойчивых цепочек поставок.
1. Цифровая трансформация (цифровая встряска). Ожидается рост инвестиций в цифровые технологии управления цепями поставок. Это позволит добиться прозрачности и эффективности операций по всей цепочке.
Отметим главные технологии в цепях поставок будущего:
- Генеративный искусственный интеллект (ГИИ). Представляет собой подкатегорию ИИ, способную кардинально изменить управление цепочками поставок, логистику и закупки. Программные движки, работающие на базе ГИИ, способны обрабатывать гораздо больше данных по сравнению с предыдущими формами машинного обучения и анализировать бесконечно сложный набор переменных.
- S&OP с поддержкой искусственного интеллекта. Приложения для планирования продаж и операций (S&OP) и интегрированного бизнес-планирования (IBP) с поддержкой ИИ помогут устранить разрыв между планированием и выполнением цепочек поставок. Планирование с минимальным вмешательством человека поможет исключить значительную часть ручной работы и позволит использовать всю мощь передовой аналитики для обработки гораздо большего объема информации.
- Технология «цифровой двойник». Представляет собой математическую модель, которая полностью повторяет принципы управления цепями поставок. При масштабном внедрении «цифровые двойники» могут повысить устойчивость цепочек поставок.
- Экологические, социальные и управленческие аспекты (ESG). Для возможности сокращения выбросов углерода необходимы первичные источники информации от поставщиков. Цифровые платформы предоставляют централизованную систему для ввода данных о выбросах поставщиками, которые затем могут быть легко интегрированы в отчетность компании по устойчивому развитию.
- Электромобили, транспорт и логистика. Умная логистика и транспорт также будут ускоренно внедряться вместе с развитием искусственного интеллекта. Оптимизация традиционных маршрутов, машинное обучение, прогностические возможности существенно повысят эффективность логистических цепочек, значительно улучшат клиентский опыт, снизят риски и способствуют достижению целей устойчивого развития.
2. Оптимизация доставки на «последней миле». Вектор оптимизации по данному этапу цепочки поставок направлен на их значительное сокращение. Сейчас затраты на «последнюю милю» примерно составляют 41% от общих затрат на доставку.
3. Адаптивность к новым рисковым событиям. Способность реагировать на срывы. Другими словами, с учетом опыта предыдущих лет, – подготовка к неприятному раскладу заранее.
4. Интеграция гибких контрактов. Гибкие контракты разделяют заказы на поставку на более мелкие блоки, предоставляя покупателю возможность изменять заказы по мере изменения спроса. Согласно опросам, 80% организаций на ближайшее будущее устанавливает для себя приоритет оперативности их цепочки поставок и операций.
5. Инвестиции в аналитику. Для оптимизации цепочек поставок необходимо более точное прогнозирование, чтобы инструменты в виде автоматизации, искусственного интеллекта и других технологий были еще более эффективными. Точное прогнозирование вкупе с серьезными инструментами обработки способствуют повышению устойчивости цепочки поставок.
Существует еще ряд тенденций, однако и по обозначенным задачам можно сделать общий вывод, что упор идет на ускоренную цифровизацию, контроль данных в цепи поставок и подготовку к негативным сценариям заранее с возможностью их преодоления с наименьшими потерями.
Также стоит отметить вектор развития на скорость реагирования в цепи поставок на запросы потребителей. Многие компании расценивают данный показатель, как значительное конкурентное преимущество.
Основные тенденции развития цепочек поставок в России
В данном разделе обозначим существенные изменения в управлении цепочкой поставок с учетом геополитических изменений для нашей страны. По моему мнению, задач по построению устойчивых цепочек поставок в России необходимо реализовать очень много, поскольку мировая геополитическая ситуация, по сути, полностью деформировала логистические маршруты и цепочки.
К основным трендам развития цепочек поставок в России можно отнести следующие:
- трансформация товаропотоков со смещением экспорта и импорта в направлении азиатских рынков и дальнейшему поиску альтернативных транспортных маршрутов;
- инвестирование в логистическую инфраструктуру, развитие Северного Морского пути;
- инвестирование в транспортные перевозки, железнодорожные перевозки, развитие контейнерных перевозок, развитие сегмента мультимодальных перевозок;
- повышение пропускной способности движения материального потока в сторону азиатского рынка;
- развитие системного подхода к параллельному импорту;
- увеличение запасов на складах (связано с повышением исполнения заказов импортного товара), создание избыточности, расширение пула поставщиков, увеличение строительства складских комплексов;
- импортозамещение иностранного ПО: данный тренд вызван необходимостью снижения зависимости от технологий в условиях политических и экономических изменений;
- цифровая трансформация:
- внедрение на складах WMS;
- внедрение TMS;
- цифровизация грузовых терминалов;
- электронный документооборот в перевозках;
- беспилотный транспорт;
- электронные площадки для взаимодействия поставщиков и перевозчиков.
Отдельное внимание стоит уделить такому фактору развития концепции управления цепочками поставок, как ESG повестка. Она оказывает существенное влияние на то, как сегодня осуществляется выбор поставщиков и партнеров. Принципы ESG в России пока что в большей степени распространены в академических и дискуссионных кругах, нежели в практических. Однако центр макроэкономических исследований НИФИ оказывает бизнесу и регионам поддержку в развитии повестки ESG, в том числе разрабатывает анкеты поставщиков, кодексы поставщика, а также реализует стратегии в области устойчивого развития и систему метрик для количественного измерения принципов ESG.
Очевидно, что для развития цепей поставок в России необходимо увеличивать инвестирование в логистическую инфраструктуру, развивать цифровые технологии, перестраивать логистические потоки на дружественные страны с прицелом на Восток. Конечно, важно отметить и программу импортозамещения ПО для снижения зависимости от иностранных технологий в условиях геополитической неопределенности. Другими словами – создание технологического суверенитета.
Заключение
Мировые цепочки поставок сегодня в полной мере испытывают влияние кризисных процессов, вызванных пандемией COVID-19 и значительными изменениями геополитической обстановки. Возникшие условия характеризуются нарастанием неопределенности и противоречий, разбалансировками и диспропорциями, сложностями получать достоверную информацию и ее анализировать. Следствием всех этих событий стали массовые разрывы привычных и отработанных годами цепочек.
По сути, наш рынок сейчас глобально меняется. Происходит пересмотр и отказ от традиционных подходов к управлению цепями поставок, сложившихся за многие десятилетия. Сейчас сформировались новые мировые тренды развития, направленные, в первую очередь, на создание устойчивых цепочек поставок, где акцент делается на надежность, адаптацию к постоянной неопределенности и масштабную цифровизацию, связанную с развитием новых технологий.
Для российских цепей поставок кризис, по сути, сам продиктовал тренды для перестройки. Основной вектор развития – переориентирование цепей поставок на Восток, инвестирование в логистическую инфраструктуру, повышение пропускной способности, импортозамещение программного обеспечения и глобальная цифровизация отрасли. С учетом сложных маршрутов в цепях поставок и увеличения сроков доставки необходимо строительство складских комплексов для формирования избыточности товара, то есть – увеличения складских запасов на складах. Также важным является развитие ESG повестки для формирования более устойчивых и прогнозируемых цепочек поставок.
В будущем, с учетом развития новых технологий, значительное развитие несомненно получат методики анализа, мониторинга и прогнозирования, совершенствование математического моделирования процессов в цепочках поставок. Применение более сложных методик потребует еще более серьезных инструментов для обработки данных, таких как искусственный интеллект, и внушительных цифровых мощностей.
Текущая же ситуация в цепочках поставок позволила осуществить переоценку подходов к управлению, сделать акцент на устойчивость и стабильность, адаптацию и перестройку в условиях неопределенности. Делается упор на контроль за информацией на всех этапах цепи поставок, получение максимально достоверной информации с дальнейшей ее обработкой с помощью новых цифровых технологий.
____________________________________
Автор статьи: Леонов Михаил – специалист отдела внедрения WMS.
Дата публикации статьи 20.06.2024.